Популярные новости

Подписаться на новости

   С 1 июля проводить закупочные процедуры можно в электронной форме. Причем как по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), так и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) для участников – представителей малого и среднего бизнеса.

   Как сообщил заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров, процессы на электронных площадках будут стандартизированы, поставщики смогут подавать одни и те же документы на разные процедуры. Таким образом, малый бизнес сможет более активно участвовать в торгах, а это, предположительно, повысит уровень конкуренции.

   В свою очередь директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова также указала на преимущества унифицированных процедур – для участия в них нужно будет соблюдать единообразный порядок. Это значительно удобнее, чем в случаях, когда участник процедуры обязан изучить положения о закупке каждого заказчика, а также учесть все их нюансы и особенности. Эксперт также рассказала, что применение универсальных операторов электронных площадок позволит участникам закупок использовать одну электронную подпись для процедур и по Закону № 44-ФЗ, и по Закону № 223-ФЗ(среди субъектов малого предпринимательства).

   Процесс закупки обеспечивает большую прозрачность в электронной форме, чем в «бумажной». Татьяна Демидова напомнила, что в последнем случае формируется пакет документов, а их нужно прошить, пронумеровать и отправить по почте. «Дальше возникает много неизвестных: дошло это по почте до заказчика или нет, дошло ли в сроки, установленные для подачи заявок, было ли вмешательство в содержание этого конверта и содержание заявки», – перечислила она. При электронной форме, заявку подает третье лицо – оператор электронной площадки, то есть процесс автоматизирован, причем содержание заявки становится известным заказчику и его комиссии только после завершения срока для подачи. Эти факторы, по словам эксперта, делают минимально возможным субъективное участие заказчика или комиссии в определении победителя и при заключении контракта. При этом победителем становится лицо, которое предлагает товар, работу или услугу, полностью соответствующие потребностям заказчика, с минимальным ценовым предложением.

   Как ожидается, для представителей бизнеса не станут обременительными новые обязанности, связанные с реформой. Речь идет о необходимости использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Татьяна Демидова указала, что все участники системы и так уже используют квалифицированную электронную подпись для целей закупок, а значит, необходимо лишь поменять ее категорию. Та же процедура касается и обязательного перехода на специальные банковские счета. Напомним, в соответствии с новой редакцией Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего бизнеса, должны осуществляться в электронной форме (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, участник должен вносить на специальный счет, открытый в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ. Всего таких банков 17, как сообщил Алексей Лавров, но в их число вошли самые крупные. К тому же, если у организации уже есть расчетный счет в одном из них, его достаточно наделить статусом специального. Эксперт добавил, что участникам закупочных процедур можно иметь любое количество спецсчетов в любом из 17 банков.

   По мнению Алексея Лаврова, полугодовой переходный период создаст максимально благоприятные условия для того, чтобы не снизилось участие малого бизнеса в закупочных процедурах. Напомним, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с обновленными нормами Закона № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года, и с этой же даты заказчики не вправе проводить закупочные процедуры по Закону № 44-ФЗ не в электронной форме (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ, п. 43 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

   Следующий этап реформы, предположительно, завершится 1 октября этого года. К этой дате, как пояснил Алексей Лавров, определятся универсальные торговые площадки, на которых и будут проходить все процедуры в рамках законодательства о контрактной системе. «Сколько будет площадок, мы пока сказать не можем, потому что по нашим оценкам, заявленным и утвержденным правительством критериям соответствуют 10 площадок, но сколько из них пройдут процедуру проверки и подключения, станет известно позднее», – отметил он. Таким образом, площадок будет не более 10. Сейчас, для сравнения, по данным Минфина России, в рамках применения Закона № 44-ФЗ действует 6 площадок, а во исполнение Закона № 223-ФЗ – 170. «Зачем нужны 170 площадок в рамках Закона № 223-ФЗ? На большинстве из них проводится очень ограниченное количество операций», – пояснил эксперт.

   Переходный период закончится 1 января 2019 года, тогда система электронных закупок должна заработать в полном объеме. Об окончательном обновлении формата контрактной системы можно будет говорить, только когда начнут применять развернутый каталог товаров, работ и услуг, который в настоящее время формируется по специальной дорожной карте. Завершить эту работу планируется к концу следующего года.